Область науки:
Наименование отрасли науки, по которой присуждаются ученые
Медицинские
Шифр научной специальности:
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии
Направления исследований:
- Психическая жизнь и поведение человека. Соотношение поведения и
деятельности. Детерминанты, определяющие психическую жизнь и
поведение человека. Детерминация и самодетерминация как объяснительные
конструкты поведения человека. - Разработка и анализ общепсихологического и историко-психологического
исследования. Системный подход в психологии. Предмет психологии.
Теоретико-методологические основы научной психологии. Проблема метода
в психологии. Проблема критериев научности психологического знания в
современном развитии психологии. - Эволюция психики в филогенезе.
- Особенности психики и поведения разных видов животных.
- Происхождение и развитие сознания и деятельности человека в
антропогенезе, социогенезе и персоногенезе. - Историческое развитие психических процессов, сознания и личности.
- Психофизическая проблема.
- Сознание и познавательные процессы. Когнитивная психология.
- Мышление, воображение. Эмоционально-смысловая регуляция мышления.
Практическое мышление в сложных системах. Метакогниции, их роль в
регуляции поведения и деятельности человека. - Ощущение и восприятие. Психофизика. Формирование перцептивных
образов. Восприятие пространства, времени и движения. Мотивационная и
смысловая регуляция восприятия. Образ мира: его структура и особенности. - Построение моделей психической реальности. Требования к
психологическим моделям. Возможности моделирования психической
реальности. Малопараметрические модели. - Внимание и память. Феноменология, основные теории и методы
исследования внимания и памяти. - Психологические проблемы общения и коммуникации.
Психолингвистика. Психосемантика. Коммуникативное воздействие.
Психология субъективной семантики. Психосемиотика. Дискурсивные
способности и коммуникативные навыки. - Эмоциональные процессы и состояния. Эмоциональная регуляция
познавательных процессов и деятельности. Экспрессия человека. Семантика
выражения эмоций. Телесные корреляты эмоций. Передача эмоциональных
состояний. Диагностика эмоциональных состояний. Диагностика аффекта.
Эмоциональная напряженность, фрустрация, стресс, выгорание. Реакция на
фрустрацию. Психология чувств. Психология переживания - Волевые процессы. Структура воли. Воля и целеполагание. Феномен
борьбы мотивов. - Мотивация, ее механизмы, формирование и функционирование.
Потребности, мотивы, личностные ценности и ценностные ориентации,
интересы, стремления. Нравственные ориентации. Классификация и
диагностика потребностей и мотивов. Влияние мотивации на деятельность и
познавательные процессы. Мотивация достижения. Мотивация служения.
Направленность личности и ее системообразующая роль. - Сознание. Состояния сознания. Рефлексивные процессы. Мышление и
мыслительные процессы, структура, виды, методы исследования. - Мировоззрение и смысложизненное самоопределение.
Смыслообразование. Смысловая регуляция поведения. Психология смысла.
Ценностносмысловая сфера личности. - Бессознательное. Измененные состояния сознания. Психологические
защиты. - Психология половых и гендерных различий.
- Временная перспектива. Психологическое время. Антиципация и
образы будущего. Вероятностное прогнозирование. Конструирование
будущего. - Психомоторные процессы. Время и точность реакции. Обратная
связь в исполнительных процессах. Операции, их освоение. Формирование и
перенос навыка. Моторные структуры. - Деятельность, ее генезис, структура, динамика и регуляция. Виды
деятельности. Психология активности. Надситуативная и интеллектуальная
активность. Неадаптивные виды активности. Действия. Цели и
целеобразование. Задачи в структуре деятельности. Принятие решений.
Уровень притязаний. Психология ошибки. Психология установки.
Психология риска. - Способности. Одаренность. Талант и гениальность, их природа.
Творчество, его психологические механизмы (художественное, научное,
техническое и другие виды творчества). Развитие способностей. - Система ментальных качеств и их диагностика: способности,
одаренность, интеллект, талант, гениальность. Основные подходы к
пониманию природы интеллекта. Структура интеллекта и факторы его
формирования. Виды интеллекта. - Генетика поведения (психогенетика) и психология индивидуальных
различий. Генетические предпосылки способностей. - Темперамент и характер. Диагностика темперамента. Структура и
типология характера. Акцентуация характера, их диагностика. - Стилевые характеристики. Индивидуальный стиль деятельности. Стили
общения, активности, саморегуляции. Когнитивные стили и когнитивный
контроль. Эмоциональные стили. Понятие стиля жизни. Личностный
потенциал. - Индивид, личность, индивидуальность. Влияние на личность практик
трансформации индивидуальных характеристик (смена пола). Проблема
субъекта и субъектный подход в психологии. Я-концепция и идентичность
личности. - Структура личности. Полипарадигмальность и разнообразие
теоретических подходов к исследованию личности. Диспозициональная
регуляция поведения. Структурно-функциональный и динамический
подходы в описании личности. Устойчивость и изменчивость личности.
Личностные процессы. Личность как субъект саморазвития.
Самодетерминация и самоактуализация личности. Личность в условиях
транзитивного общества. Цифровизация и виртуализация бытия как факторы
трансформации личности. - Норма и патология личности. Психологическое здоровье личности.
Личностная зрелость и психологическое благополучие личности.
Теоретические модели личности как основание для консультирования,
терапии и иных практик коррекции и поддержки личности. - Черты личности, их диагностика. Психометрика. Конструирование и
апробация опросников личностных черт. - Жизнестойкость, устойчивость и ситуативная обусловленность
поведения личности. Ситуационный, жизненный и бытийный
(экзистенциальный) контексты существования человека. Соотношение
внешнего и внутреннего в жизненном пространстве человека. Ценностные
ориентации и жизненные планы личности. Экзистенциальные проблемы и
экзистенциальные кризисы человека. - Понимание личности в психоаналитической, поведенческой и
гуманистической парадигмах. Изучение личности в отечественной
психологии. Многомерность феноменологии личности. - Жизненный путь. Возрастной, событийный и нарративный подходы к
описанию жизненного пути. Субъективная картина жизненного пути.
Жизненный опыт личности. Жизненная цель, жизненная задача, жизненный
выбор. Стратегии жизни. - История отечественной и зарубежной психологии. Предмет и методы
истории психологии. Периодизация истории психологии. Основные факторы
и принципы, определяющие историческое развитие психологии. Влияние
социокультурного и исторического контекста на развитие психологических
воззрений. Социальное конструирование психологических понятий.
Взаимообусловленность мировоззрения исследователя и его
психологических воззрений. Основные этапы в развитии отечественной и
зарубежной психологии. - Историческая психология. Историко-культурное развитие психических
процессов, сознания и личности. Направления исторической психологии в
мировой и отечественной науке. Проблема культуры в психологии.
Этнопсихология. Кросс-культурная и культурная психология. - Психология культурных явлений. Восприятие искусства и
формирования художественных образов. Индивидуальные особенности
восприятия искусства и художественной литературы. - Психологические процессы переработки информации.
Информационные технологии и их влияние на сознание и личность человека.
Человек в системах искусственного интеллекта. Информационные и
эмоциональные аспекты взаимодействия человека с компьютером.
Познавательные процессы и общение в компьютерных сетях. - Личность в цифровом пространстве. Реальное и виртуальное
пространство в жизни человека. Личностные процессы в Интернеткоммуникации. - Методология и методы исследования в психологии. Основные теории и
концепции развития деятельности, бессознательного, сознания и личности в
психологической науке. Основные методологические принципы психологии. - Теория и методология психологической науки. Взаимосвязь идеологии,
методологии и теории. Методология и методы психологического
исследования. Критерии оценки психологических теорий. Психологическая
практика как фактор развития и критерий оценки психологических теорий. - Традиционные и современные модели и средства психодиагностики.
Качественные и количественные методы исследования; смешанные методы.
Смежные специальности (в рамках группы научной специальности)
5.3.2. Психофизиология
5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология
5.3.7. Возрастная психология