Паспорт научной специальности 5.3.1. «Общая психология, психология личности, история психологии»

Область науки:

Наименование отрасли науки, по которой присуждаются ученые
Медицинские
Шифр научной специальности:
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии


Направления исследований:

  1. Психическая жизнь и поведение человека. Соотношение поведения и
    деятельности. Детерминанты, определяющие психическую жизнь и
    поведение человека. Детерминация и самодетерминация как объяснительные
    конструкты поведения человека.
  2. Разработка и анализ общепсихологического и историко-психологического
    исследования. Системный подход в психологии. Предмет психологии.
    Теоретико-методологические основы научной психологии. Проблема метода
    в психологии. Проблема критериев научности психологического знания в
    современном развитии психологии.
  3. Эволюция психики в филогенезе.
  4. Особенности психики и поведения разных видов животных.
  5. Происхождение и развитие сознания и деятельности человека в
    антропогенезе, социогенезе и персоногенезе.
  6. Историческое развитие психических процессов, сознания и личности.
  7. Психофизическая проблема.
  8. Сознание и познавательные процессы. Когнитивная психология.
  9. Мышление, воображение. Эмоционально-смысловая регуляция мышления.
    Практическое мышление в сложных системах. Метакогниции, их роль в
    регуляции поведения и деятельности человека.
  10. Ощущение и восприятие. Психофизика. Формирование перцептивных
    образов. Восприятие пространства, времени и движения. Мотивационная и
    смысловая регуляция восприятия. Образ мира: его структура и особенности.
  11. Построение моделей психической реальности. Требования к
    психологическим моделям. Возможности моделирования психической
    реальности. Малопараметрические модели.
  12. Внимание и память. Феноменология, основные теории и методы
    исследования внимания и памяти.
  13. Психологические проблемы общения и коммуникации.
    Психолингвистика. Психосемантика. Коммуникативное воздействие.
    Психология субъективной семантики. Психосемиотика. Дискурсивные
    способности и коммуникативные навыки.
  14. Эмоциональные процессы и состояния. Эмоциональная регуляция
    познавательных процессов и деятельности. Экспрессия человека. Семантика
    выражения эмоций. Телесные корреляты эмоций. Передача эмоциональных
    состояний. Диагностика эмоциональных состояний. Диагностика аффекта.
    Эмоциональная напряженность, фрустрация, стресс, выгорание. Реакция на
    фрустрацию. Психология чувств. Психология переживания
  15. Волевые процессы. Структура воли. Воля и целеполагание. Феномен
    борьбы мотивов.
  16. Мотивация, ее механизмы, формирование и функционирование.
    Потребности, мотивы, личностные ценности и ценностные ориентации,
    интересы, стремления. Нравственные ориентации. Классификация и
    диагностика потребностей и мотивов. Влияние мотивации на деятельность и
    познавательные процессы. Мотивация достижения. Мотивация служения.
    Направленность личности и ее системообразующая роль.
  17. Сознание. Состояния сознания. Рефлексивные процессы. Мышление и
    мыслительные процессы, структура, виды, методы исследования.
  18. Мировоззрение и смысложизненное самоопределение.
    Смыслообразование. Смысловая регуляция поведения. Психология смысла.
    Ценностносмысловая сфера личности.
  19. Бессознательное. Измененные состояния сознания. Психологические
    защиты.
  20. Психология половых и гендерных различий.
  21. Временная перспектива. Психологическое время. Антиципация и
    образы будущего. Вероятностное прогнозирование. Конструирование
    будущего.
  22. Психомоторные процессы. Время и точность реакции. Обратная
    связь в исполнительных процессах. Операции, их освоение. Формирование и
    перенос навыка. Моторные структуры.
  23. Деятельность, ее генезис, структура, динамика и регуляция. Виды
    деятельности. Психология активности. Надситуативная и интеллектуальная
    активность. Неадаптивные виды активности. Действия. Цели и
    целеобразование. Задачи в структуре деятельности. Принятие решений.
    Уровень притязаний. Психология ошибки. Психология установки.
    Психология риска.
  24. Способности. Одаренность. Талант и гениальность, их природа.
    Творчество, его психологические механизмы (художественное, научное,
    техническое и другие виды творчества). Развитие способностей.
  25. Система ментальных качеств и их диагностика: способности,
    одаренность, интеллект, талант, гениальность. Основные подходы к
    пониманию природы интеллекта. Структура интеллекта и факторы его
    формирования. Виды интеллекта.
  26. Генетика поведения (психогенетика) и психология индивидуальных
    различий. Генетические предпосылки способностей.
  27. Темперамент и характер. Диагностика темперамента. Структура и
    типология характера. Акцентуация характера, их диагностика.
  28. Стилевые характеристики. Индивидуальный стиль деятельности. Стили
    общения, активности, саморегуляции. Когнитивные стили и когнитивный
    контроль. Эмоциональные стили. Понятие стиля жизни. Личностный
    потенциал.
  29. Индивид, личность, индивидуальность. Влияние на личность практик
    трансформации индивидуальных характеристик (смена пола). Проблема
    субъекта и субъектный подход в психологии. Я-концепция и идентичность
    личности.
  30. Структура личности. Полипарадигмальность и разнообразие
    теоретических подходов к исследованию личности. Диспозициональная
    регуляция поведения. Структурно-функциональный и динамический
    подходы в описании личности. Устойчивость и изменчивость личности.
    Личностные процессы. Личность как субъект саморазвития.
    Самодетерминация и самоактуализация личности. Личность в условиях
    транзитивного общества. Цифровизация и виртуализация бытия как факторы
    трансформации личности.
  31. Норма и патология личности. Психологическое здоровье личности.
    Личностная зрелость и психологическое благополучие личности.
    Теоретические модели личности как основание для консультирования,
    терапии и иных практик коррекции и поддержки личности.
  32. Черты личности, их диагностика. Психометрика. Конструирование и
    апробация опросников личностных черт.
  33. Жизнестойкость, устойчивость и ситуативная обусловленность
    поведения личности. Ситуационный, жизненный и бытийный
    (экзистенциальный) контексты существования человека. Соотношение
    внешнего и внутреннего в жизненном пространстве человека. Ценностные
    ориентации и жизненные планы личности. Экзистенциальные проблемы и
    экзистенциальные кризисы человека.
  34. Понимание личности в психоаналитической, поведенческой и
    гуманистической парадигмах. Изучение личности в отечественной
    психологии. Многомерность феноменологии личности.
  35. Жизненный путь. Возрастной, событийный и нарративный подходы к
    описанию жизненного пути. Субъективная картина жизненного пути.
    Жизненный опыт личности. Жизненная цель, жизненная задача, жизненный
    выбор. Стратегии жизни.
  36. История отечественной и зарубежной психологии. Предмет и методы
    истории психологии. Периодизация истории психологии. Основные факторы
    и принципы, определяющие историческое развитие психологии. Влияние
    социокультурного и исторического контекста на развитие психологических
    воззрений. Социальное конструирование психологических понятий.
    Взаимообусловленность мировоззрения исследователя и его
    психологических воззрений. Основные этапы в развитии отечественной и
    зарубежной психологии.
  37. Историческая психология. Историко-культурное развитие психических
    процессов, сознания и личности. Направления исторической психологии в
    мировой и отечественной науке. Проблема культуры в психологии.
    Этнопсихология. Кросс-культурная и культурная психология.
  38. Психология культурных явлений. Восприятие искусства и
    формирования художественных образов. Индивидуальные особенности
    восприятия искусства и художественной литературы.
  39. Психологические процессы переработки информации.
    Информационные технологии и их влияние на сознание и личность человека.
    Человек в системах искусственного интеллекта. Информационные и
    эмоциональные аспекты взаимодействия человека с компьютером.
    Познавательные процессы и общение в компьютерных сетях.
  40. Личность в цифровом пространстве. Реальное и виртуальное
    пространство в жизни человека. Личностные процессы в Интернеткоммуникации.
  41. Методология и методы исследования в психологии. Основные теории и
    концепции развития деятельности, бессознательного, сознания и личности в
    психологической науке. Основные методологические принципы психологии.
  42. Теория и методология психологической науки. Взаимосвязь идеологии,
    методологии и теории. Методология и методы психологического
    исследования. Критерии оценки психологических теорий. Психологическая
    практика как фактор развития и критерий оценки психологических теорий.
  43. Традиционные и современные модели и средства психодиагностики.
    Качественные и количественные методы исследования; смешанные методы.

Смежные специальности (в рамках группы научной специальности)

5.3.2. Психофизиология
5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология
5.3.7. Возрастная психология